Разговор второй
В прошлом номере нашего журнала мы начали публиковать аналитические материалы об интерьерном дизайне, о культурных традициях и культурных различиях у нас в стране и за рубежом. Сегодня мы предлагаем читателям следующий разговор, который, как и в прошлый раз, состоялся между дизайнерами Ренатой Ботев и Еленой Ситниковой.
Е.: Рената, давай поговорим сегодня о пространстве и его организации. Наверное, ты согласишься, что верный помощник дизайнера в этом вопросе – компьютер. Я бы хотела спросить тебя, насколько часто сейчас на Западе дизайнеры прибегают к использованию 3D-программ. У нас порой заказчик требует от дизайнера как можно более реалистичного трёхмерного изображения будущего интерьера, вплоть до последнего завитка на капители колоны. В ряде случаев такая дотошность мне кажется излишней и является данью моде. И хотя я сама работаю с 3D-программами, считаю это не всегда оправданным. Во-первых, потому, что в некоторых ситуациях важна общая идея, которую вполне достаточно передать в нескольких эскизах, детали же можно проработать отдельно. Во-вторых, особенно в декорировании, “живой” эскиз зачастую предпочтительнее компьютерного изображения. Кроме того, я знаю блестящих архитекторов и дизайнеров, которые делают потрясающие проекты без помощи компьютера.
Р.: Очевидно, что компьютер используется современным человеком для выполнения широкого спектра задач, начиная с покупки авиабилетов и кончая поиском партнера. Конечно, сейчас уже не обойтись без визуализаторов, программ подбора цветов и пр. На Западе 3D-программы используются, в основном, крупными компаниями при разработке так называемых коммерческих проектов (т.е. общественных мест: магазинов, кинотеатров и т.п., прим. Е.С.) или при строительстве новых жилых домов, но не так часто при разработке дизайна жилых помещений. Эскизы, сделанные вручную, ценятся очень высоко. Я также использую визуализаторские программы, однако всегда держу в голове то, чему меня учили мои учителя – лучший эскиз это черно-белый эскиз, т.е. тот, который сделан простым карандашом на бумаге. Рисуя рукой, я могу лучше почувствовать пространство, масштаб. И когда я касаюсь реальных вещей, я лучше понимаю их текстуру и качество. Это чувство не может дать ни одни компьютер. И потом, разработка дизайна кухонной мебели, например, это задача магазина или компании по производству или продаже кухонь. Дизайнер интерьера ответственен, в большей степени, за организацию пространства, за освещение, за подбор цветовой гаммы и материалов. К примеру, во время посещения венских дизайн-студий и мастерских, работающих на такие бренды как Baker и RocheBobois, я не увидела никаких компьютерных изображений. Там только ручная работа. Поэтому я согласна, что здесь, у вас, чрезмерно увлекаются компьютерными изображениями. В местных и в российских журналах, на некоторых сайтах я часто вижу картинки проектов в 3D. На Западе это не принято, вы не найдете на сайтах дизайнеров 3D-изображений, там только фотографии реальных, реализованных проектов.
Е.: Итак, перейдем непосредственно к вопросам, связанным с пространством, и я хотела бы поговорить с тобой о небольших помещениях, таких как прихожая, коридор, кухня. Большая часть жилого фонда в нашей стране – это дома, построенные до 90-ых годов прошлого века. Эти здания отличаются наличием небольших квартир с 6-9-метровыми кухнями, маленькими коридорами и прихожими. Но я знаю, что доставшиеся нам в наследство от советской эпохи квартиры не являются особенностью только нашего региона.
Р.: Да, малогабаритные квартиры можно найти по всему миру. Хорошим примером может быть Манхэттен в Нью-Йорке, где много небольших квартир, при этом цена за их аренду очень высокая. Такое положение дел вынуждает владельцев квартир максимально использовать пространство, в силу этого кухонные шкафы и гардеробы делают обычно до самого потолка, увеличивая тем самым полезную площадь. Здесь же я часто вижу в кухне стандартные навесные шкафы с нелепо декорированными стеклянными дверцами. Я бы посоветовала делать шкафы до потолка, размещая на верхних полках вещи, которые вы используете нечасто. Кроме того, обилие открытых полок, стеклянных дверок – лишняя забота для хозяйки. Не лучше ли избежать этих хлопот, купив или заказав кухню с закрытыми фасадами, за которыми легко ухаживать и эстетический вид которых не вызывает сомнения. Это тренд. В современной нью-йоркской квартире кухонная мебель выглядит, фактически, как большая гладкая, монолитная и максимально закрытая панель.
Е.: Я соглашусь с тобой только наполовину, потому что ты нарисовала образ кухни в минималистическом стиле, и такая кухня, действительно, удобна! Люди же, которым ближе классический английский стиль или стиль Прованс, предпочтут обилие полочек и аксессуаров, ухаживать за которыми нелегко, но именно они создают определенную атмосферу. В каждом конкретном случае я бы исходила из потребностей и интересов заказчика.
Р.: Конечно, все очень индивидуально. Я думаю, что я обрисовала современную кухню, которая может быть как с классическим, так и с гладким фасадом. Когда я использую слово “модерн”, все здесь думают о минимализме, но классика тоже может быть современной. Вообще, кухня сегодня это больше, чем просто кухня. Одна из моих любимых топ-дизайнеров Кендис Олсон (Candice Olson) часто создает кухни с классическими компонентами. Я сама не люблю беспорядок в комнате, поэтому и не советую делать открытые полки в кухне. Наиболее важным моментом является наличие в квартире мест для хранения различного домашнего инвентаря. В арендуемой нами алматинской квартире стоит кухня “Скаволини”, однако такие вещи как швабра, щетки, пылесос я обнаружила на балконе. Согласитесь, это не очень эстетично. Важно понимать, что пространство должно не только великолепно выглядеть, но быть функциональным и легким для ухода за ним.
Е.: Рената, давай поговорим и о таком важном пространстве как прихожая. К сожалению, в типовых квартирах для нее не предусматривается много места, тем не менее, есть рекомендации, общие как для больших, так и для скромных прихожих. Конечно, это наличие гардероба, небольших предметов мебели, где можно поставить сумку, бросить перчатки, присесть, наконец. Безусловно, закрытый гардероб выглядит аккуратнее, но вполне допустима и легкая открытая вешалка, которая может быть выполнена и стильно, и функционально. И именно в маленьком пространстве большую роль играет освещение, ведь оно может преобразить этот часто темный и неказистый уголок квартиры.
Р.: Говоря о прихожей, я бы хотела отметить, что это первое помещение, которое видит входящий, поэтому по ней складывается общее впечатление обо всем доме или квартире. Здесь не должно быть обилия полок, с которых постоянно приходится стирать пыль, здесь всегда должен быть порядок. О маленьком и неудобном пространстве трудно сказать “Wow!” Но если у вас все-таки небольшая и узкая прихожая, постарайтесь использовать все доступные способы расширения пространства.
Е.: И к ним, бесспорно, я отнесла бы зеркала и светлые тона, первые из которых создают иллюзию новых пространств, а вторые, как известно, делают вещи объемнее.
Р.: Конечно! Кроме того, я бы не советовала в маленькой прихожей делить полы с помощью кафельных ковриков: визуально они уменьшают пол. В качестве обязательного элемента я бы рекомендовала кресло или банкетку, ведь обувь приятнее надевать и снимать сидя. И конечно, гардероб или вешалка – неотъемлемые атрибуты этого помещения. Кстати, часто здесь вижу угловые стеллажи с полками закругленной формы. Это устаревшая модель.
Е.: И добавлю, не очень стильная. Наличие любой формы и любой вещи должно быть оправдано. При покупке мебели я бы, вообще, исходила из формулы “функция → предмет → эстетика”, т.е. “для чего? → что? → какое?”. Это позволило бы избежать ненужных трат на красивые, но малополезные вещи. Исключение, конечно, составляют коллекционные предметы, а также аксессуары, используемые нами, как ни странно, не “просто так”, а для удовлетворения эстетических потребностей. А это, согласись, тоже определенная функция.
Р.: Да, но все должно иметь свое место. Конечно, вы можете купить какую-то красивую мебель, картину или скульптуру в качестве “звездного объекта”, можете сделать витрину для демонстрации вашей коллекции. Но еще большим искусством будет способ преподнесения той или иной вещи. И здесь опять нужно говорить о пространстве и о том, как его организовать для создания наибольшего впечатления от этой самой вещи.
Е.: Разговоры об организации пространства можно вести бесконечно долго, но мы с тобой ограничены форматом статьи, поэтому я хотела бы поговорить сегодня о других служебных помещениях, например, ванных комнатах и туалетах.
Р.: О, здесь уместно вспомнить слова другого моего любимого дизайнера Келли Хоппен (Kelly Hoppen). Она сказала следующее: ”В независимости от того, принимаете вы расслабляющую ванну или бодрящий душ, ваша ванная комната должна потакать всем вашим прихотям”. Поэтому, когда вы думаете о вашей ванной, вы должны решить для себя принципиальные вопросы: ванна или душ, одна раковина или две, только унитаз или унитаз и биде. Очевидно, что выбор будет зависеть от площади и ваших предпочтений. Я бы посоветовала делать ванную более нейтральной (в противовес фешенебельной), т.к. любые будущие переделки в ней повлекут большие расходы. А вот на смесителях я бы не рекомендовала экономить, ведь вы будете пользоваться ими по нескольку раз день. Конечно, подумайте о полках и других местах хранения необходимых в ванной комнате вещей.
Е.: И всегда нужно помнить о том, какими средствами мы можем визуально расширить пространство. Здесь работают те же правила, о которых мы говорили выше: зеркала, прозрачные перегородки, отражающие эффекты аксессуаров, продумайте освещение, в маленьких помещениях не используйте в больших количествах темную плитку.
Р.: Я заметила здесь одну особенность: кафелем почти всегда покрывают стены до потолка. Это требует серьезных финансовых вложений. Покрывайте плиткой только те места, где это, действительно, необходимо. Освободившееся пространство можно использовать для декорирования: повесить картину, например.
Е.: Да, это нередко можно увидеть в североамериканском дизайне, но не у нас. Я думаю, что “кафель под потолок” продиктован единственным аргументом – за этим материалом удобно ухаживать и не нужно освежать стены из года в год. Мне сейчас вспомнилась одна из моих молодых клиенток, которая очень мило сокрушалась по поводу того, как ее муж умывается и принимает душ: все вокруг забрызгано водой! Вот и попробуй потом вывести кафель на уровень 130 см! Но я с тобой согласна. Вариантов не много, но они есть.
Р.: Кроме того, это значительно экономит бюджет. Скромный кафель всегда можно обыграть мебелью и аксессуарами: цветные полотенца, рамка картины, стильные шкафы и тумбы. В любом случае, чтобы обновить вид ванной или туалета, легче поменять что-нибудь из сантехники, мебели или аксессуаров и избежать грязной и затратной работы, связанной с заменой кафеля. Я вообще инвестировала бы в мебель, а не в кафель. Конечно, если это проект класса “люкс”, то есть смысл вложиться даже в натуральный камень, который является, фактически, вечным.
Е.: Теперь поговорим о зонировании. Я с удовольствием принимаю западные традиции в обустройстве дома и организации пространства: выделение групп мягкой мебели, обеденной зоны, рабочего уголка и т.д. Это помогает не только функционально использовать пространство, но и создать необходимый всем уют.
Р.: Да, на Западе принципы зонирования разработаны давно, и основываются они на опыте и на особенностях стиля жизни. Зонирование применяется, если комната призвана решать какие-нибудь функциональные задачи или она большая, и вы хотите сделать ее более уютной. В гостиной можно выделить обеденную зону, зону отдыха, место для общения, чтения, просмотра телевизора. Сейчас, например, я решаю задачу, как сделать гостиную в 24 кв. м больше и удобнее для того, чтобы хозяева (люди пенсионного возраста) могли комфортно обедать, смотреть телевизор, общаться со своим замужними дочерьми, а также выпить чашку чая после обеда в уютном уголке. Я создала три зоны: обеденную, для отдыха и просмотра телевизора и, конечно, чайную зону у камина.
Е.: Решая задачи переорганизации пространства, я бы призвала наших читателей смелее отодвигать диваны и кресла от стен. Чтобы создать уютный уголок, поставьте диван торцом к стене или в середине комнаты и рядом или напротив – пару кресел или кресло и пуфик. Таким образом, вы сможете обеспечить интимность мягкой зоны. В центре поставьте журнальный столик (который на Западе называется кофейным) или любой другой, декоративный. Над ним хорошо бы повесить светильник с мягким светом. Только не вешайте под самый потолок! Рената, и в заключение давай немного поговорим о мебели и аксессуарах. Бывает так, что покупая новые предметы интерьера, нам жаль расставаться со старыми, в результате вместо стильного микса мы получаем склад разнородных вещей. Мне кажется, весна – лучшее время не только для генеральной уборки, но и для проведения в доме ревизии.
Р.: Безусловно! Ведь если вы хотите создать гламурный интерьер, cоздавайте его с верно подобранными цветами, с правильными пропорциями, с повторениями, античными и восточными предметами, лестницами, каминами, качественным текстилем, канделябрами, зеркалами, шезлонгами и очаровательными предметами искусства. А когда речь идет о весне, об уборке или ревизии дома, я могу сказать только одно – приглашайте дизайнеров для консультаций! Приглашайте дизайнеров не только для создания дизайна новой квартиры или дома, но и для обновления существующих помещений. Дизайнеры объяснят вам, как можно использовать старую мебель, а что нужно прикупить. В любом случае вы получите не только новый дизайн, но и новую энергию, и хорошее настроение!
Статья опубликована в журнале “IDEAS дизайна”’ 2011, №2 (16)
0 Комментариев